Противостояние трёх сетей Интернета

2020-12-09 8005 комментарии
Мир находится на пути к разделению на китайский, американский и европейский сетей Интернета. Глобальный, децентрализованный, свободный Интернет скоро исчезнет

Мир находится на пути к разделению на китайский, американский и европейский сетей Интернета.

Глобальный, децентрализованный, негосударственный, открытый и бесплатный Интернет, о котором мы все знаем, исчезает.

Сегодняшний Интернет не является ни глобальным, ни открытым. Более 40% населения мира сейчас проживает в странах, где доступ в Интернет контролируется властями. Китайское правительство, например, ограничивает доступ к Google, YouTube, Facebook, Instagram, Twitter, WhatsApp, CNN, Wikipedia, TikTok, Netflix и The New York Times и другим. Конечно, есть и китайские версии этих цифровых продуктов. В Индии, Иране, России, Саудовской Аравии и многих других странах правительство блокирует веб-сайты и подвергает цензуре их контент.

Интернет тоже больше не децентрализован. Хотя, конечно, Интернет расширил возможности многих людей и групп, дав им больше шансов быть услышанными и влиять на других, в том числе на их правительства, он также развился таким образом, что дает другим правительствам и техническим гигантам – Google, Microsoft, Amazon и Facebook – все больший контроль над Интернетом. В результате во многих странах технология политического освобождения превратилась в инструмент репрессий.

Европа является эпицентром альтернативного интернет-подхода, который устраняет недостатки американской модели и злоупотребления китайской.

Интернет платный. Поиск в Google, встречи в Facebook, сообщения в Twitter и чаты в WhatsApp могут показаться бесплатными, но это не так. Мы платим за них, позволяя тем, кто предоставляет эти услуги, знать о нас практически все. Эта информация позволяет им доминировать на прибыльном рынке глобальной рекламы.

Но, возможно, самая важная тенденция трансформации Интернета – это то, как он разбивается на три отдельных блока. Мир находится на пути к появлению китайского, американского и европейского Интернета.

Китайский интернет закрыт, подвергся цензуре, протекционистскому принципу и имеет высокие барьеры для входа компаний из-за пределов своих цифровых границ. Эти киберграницы выходят за географические границы страны и включают таких союзников, как Северная Корея и других. Его главное конкурентное преимущество – это почти миллиард пользователей Интернета в Китае. Наиболее влиятельным его действующим лицом является центральное правительство и его службы национальной безопасности, разведки и гражданского контроля. Его величайшая слабость – попытка использовать барьеры из прошлого (протекционизм и цензура) для сдерживания стремительного появления цифровых инноваций 21 века.

Затем у нас есть версия Интернета от Соединенных Штатов, которая является анархической, инновационной, агрессивно коммерческой и с сильными монополистическими тенденциями. Центральные игроки – гигантские технологические компании. С их огромными финансовыми возможностями, большим резервом технологических талантов и непревзойденным мастерством в области инноваций они обладают динамизмом, с которым их зарубежные коллеги просто не могут соперничать.

Но уязвимость американской системы заключается в том, что бизнес-модель, основанная на бартере бесплатных цифровых услуг в обмен на личные данные пользователей, не является устойчивой. Нет контроля над монополистическими технологическими компаниями. Или их безразличие к злонамеренному использованию платформ, которые стремятся сеять социальный хаос, поляризацию и влиять на выборы. 

Во многих странах технология политического освобождения превратилась в инструмент репрессий.

Европа, с другой стороны, является эпицентром альтернативного интернет-подхода, направленного на устранение недостатков американской модели и злоупотреблений китайской. Европейский Интернет сильнее регулируется, пытается защитить пользователей, противостоит монополиям и защищает демократические ценности. Европейская комиссия наложила штрафы в виде миллиардов долларов на такие компании как Google, Apple, Microsoft и т.д. В 2018 году Европейский союз принял Общий регламент по защите данных (GDPR), устанавливающий строгие правила сбора, хранения и управления личными данными. Этот регламент является конкретным проявлением правового подхода, который рассматривает защиту личных данных как одно из основных прав человека.

Эти три блока уже ведут ожесточенную борьбу за полный контроль над соответствующими сферами цифрового суверенитета, и трения между ними очевидны. Помимо применения антимонопольного и налогового законодательства к американским компаниям, европейцы угрожают ограничить доступ технологическим гигантам на свой рынок, если они не будут соблюдать их правила. Со своей стороны США вводят санкции и блокируют такие компании, как Huawei. Китай, естественно, сопротивляется.

В конечном итоге у нас будет три сети Интернета, но решающая битва будет между США и Китаем. И противостояние этих цифровых сверхдержав не будет ограничиваться киберпространством и защитой и расширением их цифрового суверенитета. Мы уже видим это в усилиях Вашингтона и Пекина по обеспечению доминирования их компаний в технологии 5G, нового поколения мобильной связи, которое произведет революцию в коммуникации и преобразит Интернет. Однако это только начало. Настоящая схватка окончится тогда, когда одна из сторон получит лидерство в области искусственного интеллекта, новой технологии, которая изменит мир.

© . Анатолий Гусляков. По материалам EL PAIS
Комментарии и отзывы

Нашли ошибку?

Новое на сайте