В прошедшие выходные Евгений Касперский намеревался отметить 10-летний юбилей спонсорских отношений с командой Скудерия Феррари F1, но австралийский этап Формулы-1 в Мельбурне был отменен из-за коронавирусной инфекции. Журналист портала ZDNet не упустил возможность расспросить Касперского о запрете продукции его компании в США, об отношении к санкциям США против Huawei и о реформировании российского сегмента сети Интернет (Рунета).
Выручка группы компаний «Лаборатория Касперского» по итогам 2016 года превысила 640 миллионов долларов. Однако, столь масштабный бизнес оказался в зоне риска после того, как правительство США наложило запрет на использование программного обеспечения компании. Сам Евгений Касперский утверждает, что правительство США являлось «незначительным» заказчиком, а выдвинутые обвинения являются необоснованными.
Касперский описывает данную ситуацию как «травлю»:
Обвинения строятся на сфальсифицированных данных. Через два года после скандала, становится понятно, что это была ложь. За два года не было предоставлено никаких доказательств.
На момент введения санкций «Лаборатория Касперского» заключила с правительством США контрактов всего на 50 000 долларов. Евгений считает это ничтожно малой суммой, отмечая, что слушания в Конгрессе по запрету обошлись правительству США гораздо дороже, чем упущенная прибыль компании.
Санкции США против «Лаборатории Касперского»
Почему же Касперский попал под санкции США?
Евгений переадресовал данный вопрос американской стороне:
Я думаю, что данный вопрос лучше задавать на другой стороне Тихого океана.
Касперский рассказал ZDNet, что его программное обеспечение не позволяет полностью установить авторство угрозы, но способно обнаруживать спонсируемые государством вредоносные атаки. Евгений условно разделяет все угрозы на две большие категории: те, которые крадут данные в рамках шпионажа и те, которые крадут денежные средства для обогащения киберпреступников. Касперский полагает, что именно способность программного обеспечения обнаружить проправительственные угрозы и устанавливать связи между исходным кодом обнаруженного образца и вредоносными программами из других источников стало тем фактором, по которому продукты компании стали неудобными для американского правительства. Управляющий директор компании, Стефан Ноймайер, также придерживается этого мнения.
Касперский утверждает, что после введения ограничений со стороны США, доходы компании в других частях света увеличились, поэтому потери, понесенные на североамериканском рынке, были компенсированы ростом бизнеса в других регионах. Партнеры, которые отказались от продукции «Лаборатории Касперского» в 2016 году, теперь стали возвращаться и восстанавливать бизнес-отношения.
С момента ввода запрета компания успела открыть Центры прозрачности в Цюрихе, Лондоне и Бонне. Данные центры предоставляют возможность клиентам компании просматривать исходный код и обеспечивают хранение данных в тех странах, где они защищены законом. Евгений отметил, что новый Центр прозрачности должен был открыться в Сан-Паулу, Бразилия, но его открытие было временно отложено из-за пандемии COVID-19.
Повторение ситуации, но теперь с Huawei?
Как известно, компания Huawei столкнулась с аналогичными запретами. Касперский считает, что абсурдно полагать, что Huawei устанавливает телекоммуникационное оборудование, чтобы дать китайскому правительству возможность шпионить.
Евгений отмечает:
Боюсь, что это скорее геополитический и политический заказ.
Касперский убежден, что, если китайское правительство захочет шпионить и украсть данные, то найдет более простые и дешевые способы сделать это:
Есть более дешевые способы для этого. Я не вижу здесь логики.
Российский сегмент сети Интернет
Геополитический климат изменился с момента введения санкций против «Лаборатории Касперского». Одна из последних тенденций заключается в стремлении ряда стран, в том числе России, защитить свои суверенные интересы в Интернете. Так называемый «Суверенный российский Интернет» — как раз одна из таких инициатив. Касперский говорит, что не видит в этом желания изолироваться от остального мира.
Касперский считает, что Россия пока не способна полностью отключиться от Интернета и создать собственную национальную сеть. Есть слишком много международных подключений, и их намеренное отключение приведет к чрезмерным затратам:
Как я вижу ситуацию, Россия хочет хранить свои данные у себя дома, чтобы не зависеть от остального мира. В России тестируется собственная система, которая сможет работать автономно и изолированно на случай внешних воздействий.
На фоне роста патриотических настроений во многих западных странах, включая Австралию, у Касперского появилось несколько интересных взглядов на то, как вести бизнес в таком сложном глобальном климате.
Обновления программ, что нового
• Обновление Intel ARC Game On Driver 32.0.101.6253 Non-WHQL: Исправления для Intel Arc B-серии «Battlemage»
• OpenAI представила новые ИИ-модели o3 и o3-mini с возможностью «рассуждения»
• Samsung Display Assistant: Расширенное управление экраном Galaxy S24
• Обновление Intel Graphics Drivers (legacy) 31.0.101.2134 WHQL для процессоров Intel 7-10 поколения
• OpenAI анонсировала возможность позвонить ChatGPT
• Google выпускает Gemini 2.0 Flash Thinking Experimental — свою первую ИИ-модель с возможностью «рассуждения»