Роскомнадзор планирует ограничить сбор персональных данных интернет-сервисами в России

2023-03-06 3607
Роскомнадзор работает над законопроектом, который должен унифицировать правила сбора персональных данных интернет-сервисами и заключения пользовательских соглашений

Краткая сводка

  • Роскомнадзор работает над законопроектом, который должен унифицировать правила сбора персональных данных интернет-сервисами и заключения пользовательских соглашений.
  • Ведомство считает, что это поможет сократить случаи необоснованного сбора и обработки персональных данных, а также значительно уменьшить риски их утечки.
  • Представители отрасли отмечают, что избыточный сбор ПД у них происходит из-за перестраховки или некорректного понимания целей обработки персональных данных, а не из-за желания ими злоупотребить.
  • Однако эксперты высказывают сомнения по поводу механизма унификации пользовательского соглашения, а также отмечают сложность урегулирования запрета на сбор избыточных персональных данных между различными сервисами.

Представители Роскомнадзора сообщили, что интернет-сервисы собирают излишне большое количество персональных данных

Представитель Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ), который является частью Роскомнадзора, заявил СМИ о том, что интернет-сервисы собирают избыточные персональные данные. Роскомнадзор планирует внести поправки в закон о персональных данных и унифицировать правила сбора персональных данных интернет-сервисами, а также условия заключения пользовательских соглашений. В РКН считают, что это поможет сократить случаи необоснованного сбора и обработки персональных данных, а также значительно уменьшить риски их утечки.

Представители регулирующего органа объяснили СМИ, что в данный момент они работают над созданием единого пользовательского соглашения. В Главном радиочастотном центре (ГРЧЦ) напомнили, что в российском законодательстве нет определения пользовательского соглашения для обработки персональных данных, а в таких документах, которые используются интернет-компаниями, часто содержится избыточное описание функций сервиса, правила копирования авторских материалов и более широкий круг правовых отношений.

Регулирующий орган считает, что унификация правил заключения пользовательского соглашения по обработке персональных данных позволит уменьшить случаи необоснованного сбора и обработки личных данных, уменьшить риски утечки и исключить негативные последствия для пользователей.

Роскомнадзор настаивает на запрете включения в пользовательское соглашение положений об автоматическом согласии на обработку персональных данных сразу после перехода на сайт сервиса, так как многие компании делают сейчас.

Эксперты сообщили СМИ, что на российских сайтах пользовательские соглашения имеются только на 10-20% из них, но чаще всего на них представлен договор публичной оферты, который содержит информацию о предмете соглашения, ответственности и правах сторон. Каждая компания использует свою форму согласия, так как это разрешено законом. В этом случае компании сами определяют необходимый объем собираемых персональных данных, и зачастую собирают избыточные данные, которые затем перепродаются третьим лицам в рамках рекламных партнерских контрактов.

Представители отрасли считают, что например, для сервиса доставки необходимо знать адрес пользователя, но не нужно запрашивать отчество получателя и дату его рождения, так как эта информация не требуется для оказания услуги и является лишней.

Представители интернет-сервисов уточнили, что избыточный сбор персональных данных происходит из-за перестраховки или неправильного понимания целей обработки данных, а не из-за желания злоупотребить ими. Юристы по поводу пользовательских соглашений, которые предполагают автоматическое согласие пользователя на условия соглашения при переходе на сайт, сообщили, что такие соглашения не имеют юридической силы. В этом случае они могут быть оспорены в суде и не признаны Роскомнадзором законными.

Эксперты, специализирующиеся в этой области, считают, что механизм унификации пользовательского соглашения является сомнительным способом сокращения сбора персональных данных, так как идея унификации противоречит принципу свободы договора, согласно которому стороны могут включать положения различных видов договоров в одном документе. По закону пользователь вправе запросить у оператора персональных данных пояснения и отозвать свое согласие, но в случае недостаточности данных, компания также вправе отказаться от оказания услуг.

Эксперты также предупредили, что будет сложно урегулировать запрет на сбор избыточных персональных данных между различными сервисами. Они также считают, что запрет на сбор избыточных данных не уничтожит таргетированную рекламу, так как пользователи всё равно будут получать рекламу через другие каналы, а рекламный рынок быстро адаптируется к новым ограничениям.

© . По материалам Хабр
Комментарии и отзывы

Нашли ошибку?

Новое на сайте