Ни для кого не секрет, что игры, работающие в полноэкранном режиме, имеют лучшую производительность, чем игры в оконном режиме или в окне без рамок. Это связано с рядом факторов.
Когда вы играете в полноэкранном режиме и пытаетесь с помощью Alt+Tab перейти в другое окно (или переключиться на другой монитор), вы можете заметить, что этот процесс занимает много времени, а экран может оставаться черным в течение нескольких секунд. Это связано с тем, что игры полноэкранного режима (Full screen exclusive, FSE) обходят диспетчер окон рабочего стола (Desktop Window Manager, DWM). DWM управляет отображением в оконном режиме и значительно сокращает время, необходимое для переключения между двумя окнами. Вот почему в некоторых играх полноэкранное окно без рамок включено по умолчанию.
Microsoft решила проблему с задержками в Windows 10 с помощью функции под названием «Полноэкранная оптимизация», позволяющей запускать игры в оптимизированном оконном режиме без полей. Подробнее с данной функцией можно ознакомиться в статье блога Microsoft для разработчиков.
Еще один фактор, который играет в производительности игр — вертикальная синхронизация или V-Sync. Если игра работает в оконном режиме, вы можете заметить, что опция V-Sync становится серой или неактивной. Это связано с тем, что V-Sync не работает с оконными программами.
Почему это так важно? В настройках большинства современных игр есть ползунок частоты кадров, который позволяет ограничить FPS до определенного предела. например до 30, 45 или 60 кадров в секунду. В некоторых играх такая опция отсутствует. Если ваш монитор поддерживает высокую частоту обновления, скажем, 75 Гц, вы можете включить V-Sync. Включение этого параметра помогает предотвратить визуальные артефакты с разрывом экрана, ограничивая частоту кадров частотой вашего монитора. Установка ограничения кадров также может снизить нагрузку на ваш графический процессор, тем самым повысив производительность игры. Например, если определенная игра нагружает вашу видеокарту, попробуйте уменьшить ограничение FPS, и вы можете получить более плавные изображения вместо скачков повышения и падения частоты кадров.
Проблема в том, что не в каждой игре есть возможность переключать вертикальную синхронизацию, ограничивать FPS или устанавливать режим экрана, поэтому Microsoft представляет новый способ управления вашими играми — «Оптимизацию для игр оконного режима».
Индивидуальные настройки графики для каждой игры
Игровые стационарные компьютеры и мощные игровые ноутбуки обычно оснащены двумя графическими картами, одна из которых интегрирована в ЦП (Intel iGPU или AMD), а другая — дискретная, например, графическая карта NVIDIA или Radeon. В то время как игры обычно используют дискретный графический процессор, некоторые игры могут не обнаруживать его и вместо этого по умолчанию использовать более слабую интегрированную видеокарту.
Новый режим презентации для оконных игр в Windows 11 позволит вам управлять настройками графики каждой игры из приложения Параметры. Новые настройки с возможностью выбора графического процессора доступны в разделе Система > Дисплей > Графика. Ранее вы могли сделать то же самое с программным обеспечением вашей видеокарты, например с помощью Панели управления Nvidia.
Новый режим в Windows 11 предоставляет еще несколько интересных возможностей. Например, система дает пользователю выбирать, должна ли игра использовать Auto HDR, если у вас есть поддерживаемое оборудование. Кроме того, вы сможете переключать переменную частоту обновления (VRR), для игр, которые не поддерживают эту функцию по умолчанию. Настройка аппаратного ускорения графического процессора была представлена еще в Windows 10, но обычно она не дает существенного прироста производительности в играх.
Также предусмотрена отдельная настройка «Оптимизация для игр оконного режима» (Optimizations for windowed games) в меню Система > Дисплей > Графика > Изменение стандартных параметров графики, которая действует как глобальный переключатель для оптимизации оконных игр. Если у вас возникли проблемы в игре, вы можете включить эту опцию, чтобы увидеть, даст ли она положительный эффект. Если вы отключите эту опцию, вы все равно сможете управлять опциями для каждой отдельной игры.
Оптимизация графики будет доступна для игр, основанных на DirectX 10 и DirectX 11. Игры, работающие на DirectX 12, уже поддерживают новый режим презентации. В анонсе сообщается, что Windows 11 по умолчанию предоставит лучшие настройки, т. е. будет автоматически управлять оптимизацией. Новые параметры уже доступны для тестирования в сборке Windows 11 Build 22557, выпущенной на прошлой неделе.
Последние статьи #Windows
• Обновление KB5055623 (Build 22635.5170) для Windows 11, версия 23H2 (Beta)
• Microsoft напомнила о преимуществах Windows 11 и призвала пользователей Windows 10 обновиться
• «Вторник Патчей»: 8 апреля 2025 года Windows 11 и Windows 10 получат обновления безопасности
• Обновление Windows 11 на неподдерживаемом оборудовании с помощью Flyby11
• Релиз Microsoft Edge 135: улучшенная синхронизация данных и исправления безопасности
• Важно знать перед установкой: Известные проблемы в Windows 11, версия 24H2